04 ноября 2014

Ролевая функция в соционике

Который день пытаюсь осознать какое место в психотипе человека занимает ролевая функция. То что она работает наподобие маски в незнакомых и стрессовых ситуациях - это очевидное объяснение. Но по моим наблюдением она ещё нередко используется, как основная. Но при этом в человеке выглядит крайне неестественно. Хотя такие люди часто сами воспринимают себя по ролевой, и оценку качеств своих дают такую же.
Такое перемещение функций я наблюдала в нескольких случаях. Когда родители или люди, с которыми часто контактирует человек, в силу своего психотипа неприемлят его базовую функцию, и постоянно внушают, что характерное для него поведение неправильно. Или же когда суггестивная близкого приходится на ролевую человека, и происходит постоянная стимуляция по ней (реализация по ролевой получает регулярное положительное подкрепление). Следующая ситуация, вынуждающая жить по ролевой, это когда стереотипы общественных ожиданий накладывают свой отпечаток. Как пример, девушки Максы и Робы часто реализуют себя по ролевой белой этике в силу того, что общество ожидает от женщин мягкости, эмоцианального взгляда на мир. И последнее, это когда выбранная работа требует качеств, заложенных в ролевой. Например, Доны и Гексли на руководящих должностях часто реализуют себя по чёрной сенсорике.
Поняв, что в аспекте отношений я пытаюсь оценивать обстоновку по ролевой (белая этика), я обнаружила сильную ограниченность и стереотипность подобной оценки. Наверное, как грубый пример, если бы меня попросили сказать, что за предмет лежит на столе. И я начала бы его ощупывать, вместо того, чтобы просто посмотреть глазами. Осязание в данном случае лишь вспомогательная функция для оценки данного предмета. Зрение сильнее. Так и здесь, я пытаюсь ощупать, вместо того, чтобы взглянуть.
Таким образом передо мной встала задача, как перестать оценивать обстановку в вопросах эмоций в первую очередь по ролевой.
Все что я нашла на форумах и в статьях - это как прокачать себя по ролевой. Но откровенно говоря, я не совсем понимаю нужность данной задачи. Прокачать, то есть добавить или нагромоздить ещё правил и стереотипов. Все равно же не будет гибкости по данной функции. По мне скорее стоит задача: как сделать так, чтобы ролевая поменьше мешала в оценке действительности. Опять же из моих наблюдений, подпитка по суггестивной хорошо сбивает приоритетность ролевой, она как бы обесценивается с точки зрения человека. А вот что же делать, если источники суггестивной ограничены?
Вот такая небольшая заморочка, ответ на которую я пока не нашла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий